Хатха йога придерживается мнения, что физическое тело является средством развития энергетического тела и сознания. Эффективный способ как начать заниматься йогой состоит в интеграции йогических практик в повседневные привычки.
Хатха йога для начинающих позволяет гармонично ввести йогу в свою жизнь и обрести в ней источник жизненных и творческих сил.
Как начать заниматься йогой
Существует четыре практики хатха йоги, с которых следует начать. Они не занимают много времени и доступны для каждого:
Утром следует делать шаткарму для очищения тела и короткий комплекс асан (сурья намаскар) для быстрого пробуждения после сна. Вечером энергия человека рассеяна, поэтому нужно применять метод сосредоточения энергии — випарита карани, который устраняет усталость и рассеянность в конце дня. Начинающий йогу должен соблюдать умеренную диету, тогда она выполняется без затруднений.
Шаткарма — шесть действий
Важной частью хатха йоги является шаткарма — очищение организма и сбалансирование трех дош тела. Вата (воздух), питта (желчь) и капха (слизь) — три доша, они разрушают или поддерживают тело, находясь в состоянии дисбаланса или баланса. Болезни — дисбаланс тридоша, здоровье — их баланс. Слабое здоровье — препятствие для йоги, тогда как хорошее здоровье способствует йоге. Без устранения расстройств тридоша и удаления из тела загрязнений трудно выполнять йогу.
Регулярная практика шаткармы восстанавливает и поддерживает здоровое состояние тела, нормализует работу основных систем организма (кровообращение, пищеварение, дыхание), увеличивает жизненную силу, обостряет органы чувств и стимулирует работу мозга.
Сурья намаскар — приветствие солнцу
Сурья намаскар (санскр. — приветствие Солнцу) — это последовательность асан, которая предназначена для пробуждения организма после сна. Утром энергия человека слаба и поднимается с трудом. Поэтому нужно применять метод взращивания энергии, растягивая и сокращая тело для того, чтобы заставить энергию расправиться и распространиться по всему телу. Сурья намаскар устраняет лень и сонливость, дает бодрость и ясность ума, помогает перейти с ночного биологического ритма на дневной. После завершения сурья намаскар энергия движется с легкостью, улучшается функционирование тела и сознания.
Випарита карани — обратный поток
В конце дня появляется рассеянность и усталость. Когда человек целый день находится на ногах, жидкости тела под действием гравитации движутся вниз, а сердце и кровеносные сосуды работают на преодоление силы тяжести. Это вызывает дисбаланс телесных жидкостей, недостаточность мозгового кровообращения, застаивание венозной крови, ухудшение снабжения тканей кислородом, нарушение циркуляции спинномозговой жидкости, изнашивание сосудов и сердца.
Практика випарита карани мудры обращает вспять обычный поток жидкостей тела. Это достигается изменением положения тела относительно действия гравитации. Сила тяжести естественным образом влечет телесные жидкости вниз, возвращая их к нормальной циркуляции. При перевернутом положении тела происходит натяжение вен в ногах и шее, снижается нагрузка на сердце и кровеносные сосуды, улучшается венозный отток, кровоснабжение мозга и циркуляция спинномозговой жидкости, больше кислорода и питательных веществ поступает в ткани.
Именно поэтому випарита карани мудра так эффективна физиологически и оказывает благотворное воздействие на тело человека.
Митахара — умеренная диета
Умеренная диета (митахара) определяется как приятная сладкая пища, оставляющая четверть желудка пустым. Легко усваиваемая и питательная еда облегчает практику, быстро восстанавливает силы. Если пища тяжелая для переваривания или вы съели слишком много, вами начинает овладевать лень. Также не следует впадать в противоположную крайность и есть слишком мало. Когда вы едите слишком мало, вы становитесь слабым. Если в принятии пищи и питья соблюдать меру, то это и будет правильное питание. Во время выполнения упражнений желудок должен быть пустым.
Легкость в теле и устойчивость ума приобретаются практикой этих методов.
После их полного освоения переходите к укреплению центра тела (набхи крийя) и очищению энергетического тела (нади шодхана).