Нади — это энергетические каналы, шодхана означает очищать.

Вслед за очищением физического тела с помощью практики шаткарма следует выполнять нади шодхана пранаяму — очищение энергетического тела.

В человеческом теле имеются 72 тысячи энергетических каналов, по которым движется жизненная сила (прана). Три из них являются наиболее важными: ида, пингала и сушумна. Из них сушумна главная, две другие подчинены ей. Ида находится на левой стороне, пингала — на правой, сушумна — посредине.

Прана не проходит через нади, если они заблокированы. В результате нарушения циркуляции энергии работа мозга и жизненные функции организма ухудшаются, тело становится вялым, осознанность притупляется. Следовательно, все нади должны быть очищены. Если три главных энергетических канала жизнеспособны и взаимосвязаны со своими ответвлениями, то они образуют сеть, которая обеспечивает циркуляцию жизненной энергии. Когда все нади очищаются, тогда энергия накапливается и растет.



Нади шодхана пранаяма: ида, пингала, сушумна

Дыхание периодически меняется таким образом, что иног­да оно больше через левую ноздрю, а иногда — через правую. Под слизистой оболочкой носа находится губчатое вещество, называемое пещеристой тканью, которое может наполнятся кровью. Расширение и сокращение пещеристой ткани в ноздрях обеспечивает преобладание дыхания в правой или левой ноздре. Ритм попеременного дыхания левой и правой ноздрей органично связан с биоритмами организма. Например, дыхание в ноздрях естественно меняется в соответствии с циркадным ритмом. Во время сна преобладает дыхание в левой ноздре, а в течение дня — в правой. Лунная энергия иды успокаивает и охлаждает, солнечная энергия пингалы возбуждает и нагревает.

Внешние признаки показывают, когда нади очищены. Тело приобретает приятный цвет, появляется блеск в глазах, слышен внутренний звук нада и достигается совершенное здоровье. Хатха йога прадипика

На физиологическом уровне пингала соотносится с симпатической нервной системой и правым полушарием мозга, а ида — с парасимпатическими нервами и левым полушарием мозга. Когда воздух проникает в носовые проходы, он воздействует на нервные окончания в слизистой оболочке носа, которые соединены с головным мозгом. Каждый раз, когда происходит вдох или выдох через нос, за счет нейронных воздействий меняется активность полушарий и вегетативный тонус (артериальное давление и частота пульса). Если дыхание осуществляется через левую ноздрю, то это стимулирует парасимпатические нервы и вызывает состояние спокойствия, частота пульса понижается. Дыхание через правую ноздрю возбуждает симпатические нервы, что способствует активности, частота сердечных сокращений повышается. Между вдохом и выдохом энергия дыхания проникает в срединный канал — сушумну. Когда дыхание находится в сушумне, это особые моменты ясности, когда мы испытываем повышенное состояние осознанности в теле и уме.

Нади шодхана пранаяма: техника выполнения

В процессе нади шодхана пранаямы энергия дыхания входит то в левый, то в правый каналы, из-за чего они расширяются. При задержке дыхания энергия входит в срединный канал и расширяет его, придавая форму, подобную трубке.

Полное дыхание йогов

В нади шодхана пранаяме дыхание осуществляется диафрагмой. Большая амплитуда движения диафрагмы приводит к медленному глубокому дыханию, в то время как при малой амплитуде дыхание бывает поверхностным и быстрым.

Воздух вдыхается естественно при помощи расслабления диафрагмы и брюшных мускулов; нижняя часть живота выступает вперед, диафрагма опускается вниз. Затем следует активный вдох — диафрагма с усилием опускается, при этом брюшные мускулы напрягаются, а живот выпячивается еще дальше. Напряжение диафрагмы переходит в напряжение межреберных мышц, которые раширяют грудную клетку. Напряжением шейных мышц вдох завершается.

Выдох осуществляется в основном брюшными мышцами и в меньшей степени внутренними межреберными. Во время выдоха брюшные мускулы втягивают живот, содержимое брюшной полости поджимается вверх, диафрагма поднимается, грудная клетка сжимается.

Нади шодхана пранаяма начинается с полного выдоха через нос. В конце вдоха прижми подбородок к груди (джаландхара бандха), в конце задержки и в начале выдоха подними голову и втягивай живот (уддияна бандха).

Попеременное дыхание ноздрями

Прими сиддхасану: помести правую пятку над половым органом, а левую — над правой. Установи позвоночный столб в выпрямленном положении. Когда завершено принятие позы, положи руки, обращенные ладонями вверх (правая ладонь поверх левой, большие пальцы рук касаются кончиками друг друга), на левую ступню. Затем следует сомкнуть губы и прижать кончик языка к верхнему небу у корней зубов.

Нади шодхана пранаяма — это попеременное дыхание левой и правой ноздрей с задержкой воздуха на вдохе. Регулируй движение воздуха в ноздрях правой рукой. Зажимай ноздри большим пальцем, мизинцем и безымянным пальцем правой руки, не пользуясь указательным и средним пальцами.

Большим пальцем правой руки, закрыв правую ноздрю, медленно вдыхай через левую ноздрю. Задержи воздух, сколько сможешь. Затем выдыхай через правую медленно без напряжения. Далее, делая вдох правой ноздрей, следует медленно наполнить живот. Посильно удерживая воздух, медленно выдыхай левой ноздрей, не форсируя выдох. Делай вдох той же ноздрей, которой перед тем выдохнул.



Нади шодхана пранаяма имеет три ступени. На низшей вдох осуществляется на протяжении 12 ударов пульса, задержка — 48, выдох — 24.  На средней — пропорция между вдохом задержкой и выдохом 16/64/32. На высшей — 20/80/40.

Переходите к следующей ступени, когда освоена предыдущая. Ритм дыхания — вдох, задержка, выдох — не должен вызывать желание поскорее вдохнуть, отдышаться. Дыхание подчиняется постепенно. При задержке дыхания сначала появится пот, потом дрожь в теле, и наконец легкость в теле.

В Хатха йога прадипике говорится, что нади шодхана пранаяму нужно практиковать 4 раза в день — утром, в середине дня, вечером и в полночь, пока число дыханий за один раз не достигнет 80, а всего за сутки — 320.

Хатха йога для начинающих рекомендует делать не менее четырех циклов дыхания подряд каждое утро после сурья намаскар.