В сутрах шаматха (пали: саматха) и випашьяна (пали: випассана) упоминаются как два качества ума, развиваемые в буддийской медитации.

Одна из наиболее известных сутр Махаяны, Арьяратнамегхасутра (Сутра облака драгоценностей), делит все формы медитации либо на шаматху, либо на випашьяну, определяя шаматху как «однонаправленное сознание» (санскр.: ekāgratā — экаграта).

Медитация шаматха (санскр.: śamatha — спокойствие) заключается в концентрации внимания на одном объекте, чтобы остановить поток эмоций и мыслей и войти в состояние самадхи, которое способствует погружению в созерцание (санскр.: dhyāna — дхьяна, пали: jhāna — джхана).

Экаграта обычно переводится, как «однонаправленность» и означает «быть сосредоточенным на чем-то одном» или «заниматься одним делом».

Шаматха позволяет очистить ум от пяти препятствий (санскр.: nīvarana — ниварана): желание, гнев, лень, беспокойство, сомнение. В результате человек развивает сосредоточенность ума и обретает духовную силу и подлинное счастье.

Один дзенский монах сказал: «Если вы сможете преодолеть сопротивление медитации, ничто в жизни не станет для вас препятствием».

Истинная сила человека не в порывах, а в нерушимом спокойствии. Лев Толстой

Хотя понятие «шаматха» принадлежит к буддийской традиции, медитация на основе концентрации внимания широко практиковалась и до Будды, и не только в индийской культуре. Тем не менее шаматха является важной частью буддийской медитации.



Концентрация на дыхании

Висуддхимагга называет сорок объектов для концентрации внимания, однако концентрация на дыхании является наиболее распространенной в буддизме практикой шаматхи.

Великие святые, которые знали, как сознание и дыхание взаимно влияют друг на друга, изобрели этот простой способ медитации, чтобы помочь потомкам.

Обращаясь внутрь, питаясь дыханием, будь мирным и не двигайся. Это называется покоем. Семь книг из облачной библиотеки

Сознание — это нечто чрезвычайно подвижное. Оно двигается с легкостью, но с трудом фиксируется. Медитация для начинающих заключается в том, чтобы скоординировать сознание и дыхание. Осознавая вдохи и выдохи, мы связываем сознание с дыханием и этим фиксируем ум. Фокусирование ума на дыхании делает его равномерным и замедленным. Спокойное дыхание, в свою очередь, растворяет эмоциональное напряжение и поддерживает сосредоточенность ума.

Привести тело, дыхание и ум в состояние покоя — это медитация для начинающих.

Ограничение движений тела называется асана, регулирование дыхания называется пранаяма, обращение органов чувств внутрь называется пратьяхара.

Медитация шаматха имеет три внутренние стадии вхождения в состояние спокойствия: дхарана (концентрация ума), дхьяна (непрерывная концентрация), самадхи (неподвижность ума).

Поза в шаматхе

Асана должна быть устойчивой и удобной. Это достигается ослаблением напряжения и сосредоточением энергии. Йога сутра

Асана (санскр. — сидение, поза, осанка).

Асана в дхьяна йоге — это сидячая поза, в которой возможно пребывать достаточно долго, что позволяет накапливать опыт медитации.

Начинающим рекомендуется использовать сиддхасану (санскр. — совершенная поза) или сукхасану (санскр. — удобная поза). Чтобы принять сиддхасану помести правую пятку над половым органом, а левую — над правой. Скрестите ноги, сгибая правую ногу первой, — это и есть сукхасана.

Особенностями асаны является незначительное смещение назад ягодиц и выпячивание нижней части живота. Установи позвоночный столб в выпрямленном положении. Грудь и плечи необходимо опустить, чтобы ослабить в них напряжение. Лицо слегка обращено вниз, лоб слегка выступает вперед, а подбородок немного втянут. Руки, обращенные ладонями вверх (правая ладонь поверх левой, большие пальцы рук касаются кончиками друг друга), положить на ступни в сиддхасане и на бедра — в сукхасане.

Когда энергия всего тела сосредоточена внизу живота, достигается наиболее устойчивое положение тела и наиболее спокойное состояние ума. Низ живота — это энергетический и физический центр тела, и все движения тела и дыхание должны осуществляться в связи с этим средоточием энергии.

Дыхание в шаматхе

После принятия устойчивой позы, пранаяма есть регулирование движения вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Йога сутра

Пранаяма (санскр. — управление дыханием, праной).

Дыхание расстроенного или возбужденного человека ограничено грудью, но у того, кто спокоен, дыхание опускается в живот. Наблюдая за дыханием ребенка, можно заметить, что его пупок поднимается и опускается. Он дышит при помощи живота.

Во время медитации мы дышим через ноздри за счет движения брюшных мышц и диафрагмы, а мускулы грудной клетки почти не используются. Вдох совершается при помощи опускания диафрагмы и выпячивания нижней части живота, а выдох производится благодаря втягиванию живота и подъему диафрагмы.

Состояние ума влияет на то, как вы дышите, и то, как вы дышите, может изменить состояние вашего ума. Ограничение движения и сдерживание дыхания происходят естественно в моменты наивысшего внимания. Даже те люди, которые ничего не знают о медитации, замедляют или останавливают дыхание, когда пытаются провести ровную линию или вдеть нить в иголку.

Правильная поза обеспечивает сосредоточение энергии всего тела внизу живота, и это создает там внутреннее напряжение, брюшной метод дыхания усиливает это напряжение.

Отстранение чувств

Пратьяхара есть то, посредством чего чувства не входят в контакт с внешними предметами, но следуют природе ума. Йога сутра

Пратьяхара (санскр. — отстранение, возвращение).

Когда глаза смотрят на внешний мир, ум следует за чувствами, и в сознании возникает хаос. Но если, изменив направление взгляда, направить его вовнутрь, то это и будет пратьяхара. Основатели йоги учили, что надо сесть прямо и смотреть на кончик носа. Когда глаза широко открыты, внимание рассеивается. Если они плотно закрыты, вы можете уснуть. Только когда веки глаз опущены наполовину, кончик носа виден как раз так, как надо. Глаза должны быть направлены на кончик носа, а ум возвращен в его исходную полость, которая находится между и позади глаз, в центре мозга.




Взгляд на кончик носа — это начало внутренней концентрации. Глаза смотрят внутрь, но не вовне. Смотреть на что-либо прямо перед собой, не фиксируя взгляд, — значит смотреть внутрь; это не имеет ничего общего с реальным смотрением внутрь. Направив взгляд на кончик носа, следует сомкнуть губы, прижать язык к небу; уши и нос делают дыхание ритмичным. Если глаз не смотрит вне, рот закрыт и язык прижат к небу, нос ощущает движение воздуха, ухо прислушивается к дыханию, все пять чувств закрываются и склоняются к погружению внутрь, и ум не выходит наружу.

Как правильно дышать

В шаматхе мы регулируем дыхание, делая его спокойным и ритмичным.

Когда ум беспокоен, брюшные мышцы и диафрагма напрягаются, препятствуя дыханию опускаться в нижнюю часть легких, поэтому вдох и выдох осуществляются напряжением и расслаблением межреберных мышц.

При брюшном дыхании, вдох происходит за счет расслабления диафрагмы и брюшных мускулов, живот выпячивается вперед, диафрагма опускается вниз. Во время выдоха брюшные мускулы напрягаются, живот постепенно втягивается, диафрагма слегка противодействует движению брюшных мышц вверх. Важно отметить, что противодействие между диафрагмой и брюшными мышцами не следует применять в начале выдоха, ибо это может вызвать ощущение удушья. Сначала следует дать возможность некоторому количеству воздуха выйти естественно, а затем вы можете начать более медленно выдыхать оставшийся воздух. И вы не должны втягивать живот полностью, иначе последующий вдох будет слишком форсированным.

Ритмичное дыхание — это естественное дыхание, которое состоит из пассивного вдоха и активного выдоха. Началом брюшного дыхания является выдох. Пассивный вдох — плавный и мягкий, активный выдох — плотный и упругий. Выдох должен быть продолжительнее вдоха.

Развитие сосредоточенности

Дхарана, дхьяна и самадхи составляют самьяму (самоконтроль). Йога сутра

Дхарана (санскр.: dhāraṇā — держать, сохранять) означает контролировать ум, не позволяя ему отвлекаться. Если он отвлекается, вы возвращаете его обратно. Когда человек контролирует ум таким образом, в уме присутствует определенное напряжение. Вначале, когда сознание находится в бесконечной суматохе, человеку нужно сосредоточить внимание на вдохе и выдохе, чтобы привести его в состояние «одной мысли».

Дхьяна (санскр.: dhyāna — поток мысли) — это однонаправленность ума, не нарушаемая никакими противоречивыми мыслями. Во время дхараны вы прилагаете усилия, чтобы удерживать ум сосредоточенным, в дхьяне отсутствует напряжение, характерное для дхараны, и вы находитесь в состоянии непрерывной концентрации. Будда учил управлять умом, сохраняя его не слишком напряженным и не слишком расслабленным.

Когда ум становится неподвижным в результате концентрации, это состояние называется самадхи (санскр.: samādhi — собирание, поглощение). Если дхьяна продолжается достаточно долго, вы обнаружите, что никаких усилий для поддержания сосредоточенности больше не требуется, а сознание приобрело необычайную невозмутимость. Самадхи имеет место тогда, когда ум достигает состояния «безмыслия», которое не является просто абстракцией, наоборот, это живое творческое состояние ума.

В буддизме выделяют три уровня развития шаматхи, которые в общих чертах соответствуют дхаране, дхьяне и самадхи:

парикамма самадхи — предварительное (подготовительное) сосредоточение;
упачара самадхи — приближенное (непосредственное) сосредоточение;
аппана самадхи — полное (поглощенное) сосредоточение.

Дхарана и дхьяна не отличаются от экаграты, иначе говоря, дхарана — это установление, а дхьяна — поддержание экаграты. Таким образом экаграта становится самадхи.

Результатом аппана самадхи является развитие другой формы сознания, называемой джхана читта (пали: citta — сознание). Согласно Абхидхамме, читта, которая приходит через пять дверей органов чувств, называется камавачара читта (пали: kāmāvacara citta). Джхана читта — это не чувственное ощущение, а восприятие, которое приходит через дверь ума. Говорят, что это состояние похоже на сон.

По словам Судживо, по мере того, как концентрация становится сильнее, ощущения дыхания и физического тела полностью исчезают, остается только чистое осознание.

Четыре джханы

Нет большего счастья, чем совершенное спокойствие. Дхаммапада

В ранних буддийских текстах джханами называли четыре уровня медитативного погружения. В палийском каноне четыре джханы описаны следующим образом:

Монах, совершенно непривязанный к чувственным желаниям (кама), непривязанный к неблагим состояниям (акусала-дхамма), входит и остается в первой джхане, сопровождаемой направленным (витакка) и рефлексивным (вичара) мышлением вместе с радостью (пити) и удовольствием (сукха), рожденными отрешенностью (вивека-джа).

Далее монах, с остановкой направленного (витакка) и рефлексивного (вичара) мышления входит и остается во второй джхане, испытывая радость (пити) и удовольствие (сукха), рожденные сосредоточением (самадхи-джа), обретением единства ума (четасо экодибхавам) и внутреннего спокойствия (аджджхаттам-сампасаданам).

Далее монах, с угасанием радости (пити) пребывает в невозмутимости (упеккха), осознанности (сати) и ясном понимании (сампаджана), и испытывает в своем теле удовольствие (сукха). Он входит и остается в третьей джхане, и о нем благородные говорят: «Счастлив тот, кто невозмутим и осознает».

Далее монах, с отбрасыванием удовольствия (сукха) и страдания (дуккха), — так же, как перед этим исчезла радость (somanassa) и недовольство (domanassa), — входит и остается в четвертой джхане: осознанности, очищенной беспристрастием (упеккха-сати-париcуддхи), за пределами удовольствия и страдания (адуккхам-асукха).

Буддхадаса Бхиккху объясняет, что пити (пали: радость) — это заряжающее энергией чувство, в отличие от спокойного и продолжительного чувства сукха (пали: счастье). Пити и сукха джханы превосходят обычное удовольствие, поэтому практикующий не может достичь их посредством удовлетворения желаний. Состояние в четвертой джхане «за пределами удовольствия и страдания» на самом деле является более возвышенной формой счастья, чем пити и сукха.