История жизни более чудесна, чем сказка. Из простой зеленой крупинки протоплазмы жизнь развилась во множество форм: от желеподобной медузы, неподвижных растений и хладнокровных рептилий до огромного кита, летающих птиц и человека разумного. По мере эволюции организмы усложнялись и образовывали специальные системы и органы для выполнения жизненных функций, но фундаментальные принципы биологической организации являются одними и теми же для всех существ.

Аюрведа, как наука о жизни, разработала теорию тридоша, исходя из различий живого и неживого. Древнеиндийские ученые путем наблюдения и изучения поведения и реакций людей в состоянии здоровья, болезни и смерти поняли, что человеческий организм управляется хорошо организованным триумвиратом биологических систем, отвечающих за все его функции.



Идентифиткация жизненных субстанций

Везде, где есть жизнь, есть три доши, и поэтому каждое живое существо обладает ими. У мертвого тела и неодушевленных предметов их нет. [Чарака самхита]

Начало живых существ — вода. Она является первоосновой и первым пристанищем жизни. Как растительные, так и животные формы жизни возникли и обитали в воде, прежде чем вышли на сушу. Чтобы понять формулу жизни, нужно рассмотреть ее простейшие формы.

Вода становится источником жизни, когда она обретает форму. Считается, что первые одноклеточные организмы появились из «первичного бульона», коллоида (греч. — клеевидный) из воды и органических веществ, под воздействием ультрафиолетового излучения. Способность праорганизмов формировать слизистую функциональную поверхностную оболочку и внутреннюю среду (протоплазму), содержащую ДНК, были важнейшим событием эволюции.

Свойства слизи настолько разнообразны, включая изменчивую реологию (эластичность, текучесть, сгущение и разрежение) и способность к самовосстановлению, что она стала жидкой матрицей всех организмов. Жидкая среда объединяет все части организма и обеспечивает его жизнедеятельность.

Любое живое существо должно питаться, чтобы жить. Обмен веществ и энергии — необходимое условие существования организмов и один из признаков живого.

Я ем, следовательно, я существую. [Сквозь червоточину с Морганом Фрименом]

Пища переваривается и преобразуется в энергию и составляющие тело элементы под действием постоянно происходящих в организме метаболических процессов.

Когда мы хотим определить жив человек или мертв, то прежде всего обращаем внимание на признаки движения, дыхания, биения сердца. Жизнь никогда не бывает статичной, даже самое простое существование предполагает динамику.

Все процессы в биологических организмах зависят от жизненной силы, ибо она является двигателем и управителем жизни. Великий физиолог Клод Бернар, говорил: «Жизненная сила направляет явления, которые она не производит, а физические силы производят (в живых существах) явления, которыми они не могут управлять».

Итак, жизнь представляет собой сложную организацию структурных, метаболических и кинетических процессов, которые, собственно говоря, и являются ключевыми аспектами аюрведической физиологии, основанной на концепции тридоша.

Доши управляют всей физиологической деятельностью. От них зависят рост и развитие (упачайя), сила (бала), цвет лица (варна), состояние блаженства (прасанната). [Чарака самхита]

Вата (воздух), питта (желчь) и капха (слизь) создают тело. Это тело поддерживается ими подобно тому, как хижина держится на трех шестах. Поэтому они называются тремя опорами. [Сушрута самхита]

Капха доша имеет следующие качества: жидкая, тяжелая, маслянистая, холодная, сладкая, вязкая. О капхе говорят как о «том, что происходит из воды» (kena jalena phalati iti kapha). Слово śleṣmā (шлешма), также используемое для обозначения слизи, переводится как «то, что связывает». Капха выполняет структурные и защитные функции, отвечает за формирование тела, питание и обновление тканей, увлажняет и смазывает, придает телу стабильность, тяжесть, объемность, силу, упругость, прочность и гибкость, обеспечивает иммунитет и способствует заживлению ран. Существует пять основных видов капхи: аваламбака (из нее происходят все остальные виды капхи, действует в сердце и легких), бодхака (смачивает пищу во рту), кледака (увлажняет пищу, защищает стенки желудка), тарпака (защищает носовые пазухи, мозг и позвоночник), слешака (смазывает суставы). Капха — это секрет, предохраняющий тело от разрушения. Чарака называет капху также сома и раса, т. е. жизненный сок.

Древнеиндийский ученый Яска утверждал, что из слизи берут начало семь дхату (тканей тела): раса (плазма), ракта (кровь), мамса (мышцы), меда (жир), астхи (кости), маджа (костный мозг и нервы), шукра (сперма) / артава (яйцеклетка).

Питта доша характеризуется такими качествами: жидкая, горячая, маслянистая, легкая, острая, проникающая. Слово «питта» происходит от корня «tap», что означает «нагревать, сжигать». Считается, что питта обладает природой огня (агни), ее функция — трансформация и распад веществ в организме. Она обеспечивает переваривание и усвоение пищи, энергообразование и поддержание температуры тела. В основном питта — это пищеварительный огонь, известный как пачака агни, он переваривает пищу и превращает ее в расу (питательные вещества) и малу (отходы). Другие виды питты — это ранджака агни (придает цвет крови), садхака агни (поддерживает осознание), алочака агни (обеспечивает зрение), бхраджака агни (придает цвет коже). В зависимости от стадии метаболизма, агни подразделяется на джатхарагни (переваривает пищу), бхутагни (расщепляет питательные вещества на усваиваемые тканями элементы) и дхатвагни (тканевый метаболизм), который представляет собой форму медленного горения, поскольку питательные вещества вступают в реакцию с кислородом.

Вата доша обладает следующими качествами: сухая, легкая, прохладная, тонкая, переменчивая, подвижная. Слово «вата» происходит от корня «vā», что означает «двигаться», обладает природой ветра (вайю). Вата — это телесный воздух, источник жизненной силы и всех движений в теле, в том числе: прана-вайю (заставляет биться сердце и управляет дыханием), самана-вайю (управляет перистальтикой кишечника), апана-вайю (осуществляет выделительные функции), удана-вайю (производит речь), вьяна-вайю (управляет кровообращением и движениями тела). Кроме того, вата создает напряжение и давление в теле, поддерживает функционирование питты, капхи, дхату и малы, а также обеспечивает передачу ощущений от органов чувств и психическую деятельность. Будь то жизненная сила или тонкое тело, в конечном счете мы вполне можем описать это как движение воздуха.




«Нет ничего на небе и на земле, чего бы не было и в человеке», — говорил Парацельс. Согласно индийской философии все во Вселенной состоит из пяти первичных элементов: земли, воды, огня, воздуха и эфира. В человеке земля представлена твердостью, вода — влагой, огонь — теплом, воздух — движением, эфир — тонкостью. Из этих элементов образуются семь дхату (тканей) и три доши (субстанции): из воды и земли — капха, из воды и огня — питта, из воздуха и эфира — вата.

Интересно, что в древнегреческой философии термин «эфир» обозначал верхний, тонкий слой воздуха, которым дышат бессмертные боги, в то время как смертные существа дышат нижним, более грубым воздухом. Похожим образом вата доша состоит из флюида (плотного воздуха), который подобно жидкости циркулирует в физическом теле, и эфира (тонкого воздуха), создающего движение в сознании. Вместе они образуют тонкое тело человека.

Некоторые современные исследователи аюрведы соотносят капху с анаболической и иммунной функцией, питту — с катаболической и митохондриальной функцией, а вату — с функцией нервной системы и нейрогуморальной регуляцией.

Индивидуальная конституция

В аюрведе классификация телесной конституции человека (деха пракрити) проводилась с точки зрения состояния трех дош. Баланс тридоша во время формирования эмбриона определяет физические и психические особенности и склонности, присущие человеку.

В Чарака-самхите сказано: «С момента зачатия у некоторых людей три доши уравновешены, у некоторых преобладает вата, у некоторых — питта, а у некоторых — капха … Из них только первые обладают совершенным здоровьем, в то время как остальные всегда предрасположены к болезням».

Особенности людей ватика (вата-пракрити) — худощавое телосложение; низкий или хриплый голос; сухая и шершавая кожа; жесткие волосы и ногти; быстрые походка, разговор и движения; выступающие сухожилия, вены и суставы; холодные руки и стопы; мало потеют; изменчивый аппетит и пищеварение; неглубокий и короткий сон; непереносимость холода; быстро устают; беспокойный характер.

Особенности людей питтака (питта-пракрити): среднее телосложение; нежная кожа с желтоватым или красноватым оттенком; наличие веснушек, родинок; легко краснеют; теплые руки и ноги; тонкие рыжеватые или каштановые волосы; преждевременное поседение или выпадение волос; чрезмерные потение и запах тела; непереносимость жары; умеренный сон; прием пищи в избыточном количестве; вспыльчивый характер.

Особенности людей капхаджа (капха-пракрити): плотное телосложение; склонны к полноте; приятный голос; светлая, жирная, влажная и прохладная кожа; мягкие и густые волосы; принимает пищу много раз в день в небольшом количестве; медленное пищеварение; медлительность в движениях, разговоре и мышлении; твердая походка; крепкий и длительный сон; спокойный характер.




В Аштанга Хридая самхите указывается: «Конституция, возникающая из преобладания одной или двух дош называется ниндйа пракрити, а из равных пропорций всех трех доша — самадхату пракрити, она является наилучшей».

На самом деле, большинство людей имеют конституцию, в которой доминируют две доши. Люди, у которых все три доши уравновешены, встречаются довольно редко.

Соответственно, существует семь возможных типов пракрити: вата, питта, капха, вата-питта, питта-капха, вата-капха и сама — равное соотношение всех трех дош.

Баланс тридоша у человека постоянно меняется из-за различных внутренних и внешних факторов, поэтому есть два состояния тридоша: пракрита — врожденное состояние, определяющее индивидуальную конституцию человека, и вайкрита — приобретенное состояние, существующее в настоящий момент жизни.

Алхимия здоровья

Болезнь — это нарушение равновесия доша, здоровьем же называется их баланс. [Чарака самхита]

Согласно воззрениям аюрведы три доши присутствуют в организме с момента его зарождения и до момента разрушения (смерти). Пока их баланс не нарушен, они обеспечивают развитие и нормальное функционирование организма, а также физиологическое старение и смерть. В этом случае их называют созидающими силами. Нарушение баланса тридоша приводит к заболеваниям, поэтому их также называют разрушающими силами.

Собственно говоря, слово «доша» происходит от санскритского duṣ — «искажать или загрязнять, становиться нечистым или испорченным». Когда они испорчены, то производят вредоносное воздействие на ткани, органы и каналы тела, потому что все физиологические процессы зависят от них.

В Чарака-самхите сказано: «Вата, питта и капха, движущиеся по всему телу, оказывают благотворное или неблагоприятное воздействие в зависимости от того, являются ли они нормальными или дефективными».

Таким образом, доши отвечают как за физиологические, так и патологические процессы в организме. Клод Бернар тоже говорил о единстве физиологии и патологии. Он начинал курс своих лекций с объяснения, что есть только одна физиология, областью которой является изучение нормальных и аномальных функций.

Вата, питта и капха — три доша, они разрушают или поддерживают тело, находясь в состоянии дисбаланса или баланса. [Аштанга-хридая самхита]

Доши непостоянны и колеблются в организме в зависимости от возраста, времени года, времени суток, стадии пищеварения. Вата преобладает в старости, в летнее время, в конце дня и ночи, в конце переваривания пищи. Питта усиливается в среднем возрасте, осенью, в полдень, в полночь, в середине пищеварения. Капха преобладает в юности, весной, в начале дня и ночи, во время приема пищи и сразу после еды.

Повышенное (вриддхи), пониженное (кшая) или нормальное (сама) состояние доши определяется путем оценки физиологических функций соответствующей доши.

Ниже приведены наиболее распространенные признаки дисбаланса дош.

Увеличение ваты: истощение, потемнение (посерение) или сухость кожи, дрожание тела или конечностей, мышечные спазмы или судороги, онемение конечностей, стремление к теплу (озноб), отсутствие сна и аппетита, потеря чувствительности, вяжущий вкус во рту, хрупкость ногтей, боль в костях и суставах, болтовня, нетерпение, беспокойство.

Увеличение питты: пожелтение лица, белков глаз и кожи, воспаления кожи, сыпь, прыщи, повышенная температура, ощущение жжения в теле, стремление к прохладе, обильное потение, сильная жажда и голод, неприятный запах тела, горький или кислый привкус во рту, сокращение сна, недостаток силы, головокружение и обмороки, гнев, раздражительность.

Увеличение капхи: бледный цвет лица и кожи, тяжесть в конечностях, скопление жидкости в тканях (отеки), ощущение холода в теле, лень и вялость, сонливость и чрезмерный сон, слабое пищеварение, сладкий привкус во рту, липкий пот, тошнота, лишний вес, одышка, апатия, отсутствие интереса к чему бы то ни было.

Уменьшение ваты: усталость и упадок духа, человек мало говорит, мало ест и не активен, невнимательность, замедленная реакция, нерешительность, а также возникновение симптомов увеличенной капхи.

Уменьшение питты: побеление кожи и ногтей, пониженная температура тела, потеря аппетита и расстройство пищеварения, ухудшение зрения, тяжесть в теле.

Уменьшение капхи: сухость в теле, жажда, ощущение пустоты в полостях тела, нестабильность суставов, снижение физической силы и бессонница.

Состояние увеличения или уменьшения (усиления или ослабления функций) доши может возникать из-за неправильной диеты и поведения, вредных привычек, неблагоприятных факторов окружающей среды и др. Ухудшение двух дош или всех трех дош одновременно происходит от злоупотребления несколькими (смешанными) факторами, вызывающими их нарушение.

Следует отметить, что дисбаланс доши не означает, что все ее качества и субдоши испорчены. В большинстве случаев происходит нарушение какой-то одной или нескольких функций доши.




В аюрведе терапия бывает двух видов: очистительная (шодхана) и балансирующая — шамана (ослабляющая доши), копана (усиливающая доши) и свастхахита (поддерживающая здоровье).

Действия, которые должны предприниматься для балансирования тридоша, известны как свастхавритта – правила личной гигиены и образа жизни. Она включает в себя соблюдение диначарьи (ежедневного режима) и ритучарьи (сезонного режима).

Общие принципы регулирования баланса тридоша следующие:

«Мы восполняем элементы тела, подвергшиеся уменьшению, и истощаем те, которые подверглись увеличению». [Чарака самхита]

«Применение средств, противоположных по качествам и по действию преобладающим дошам, рекомендуется для здорового образа жизни». [Чарака самхита]

«Человек, чьи жизненные силы и элементы тела уменьшились, должен употреблять пищу, которая является источником этих уменьшенных элементов. Удовлетворяя потребность в пище, восполняющей недостающие элементы тела, можно исправить их уменьшение». [Сушрута самхита]

«У человека с конституцией вата, склонного к вещам, провоцирующим вату, легко обостряется вата. Точно так же у человека с преобладающей питтой, склонного потакать вещам, провоцирующим питту, она легко обостряется, в отличие от двух других дош. Точно так же у человека с капха конститцуцией, склонного к потаканию вещам, провоцирующим капху, она легко усугубляется». [Чарака самхита]

«Лучшее средство для устранения дисбаланса (увеличения) вата, питта и капха — кунжутное масло, топленое масло и мед соответственно». [Аштанга-хридая самхита]

В Упанишадах вайю рассматривается как принцип жизни, а в аюрведе как ключ к здоровью. Вайю отождествляется с жизнью, потому что его основная функция заключается в поддержании гармонии всех элементов, составляющих жизнь. Вата доша координирует и регулирует все функции тела, ума и органов чувств. Когда вата находится в состоянии равновесия, она уравновешивает все доши, дхату и мала, поэтому очень важно контролировать физическую и психическую активность.

Например, адекватные физические упражнения стабилизируют капха и питта доши, повышается уровень гормонов, вызывающих мышечный рост, и образуется молочная кислота, которая увеличивает катаболизм в клетках. Тогда как малоподвижный образ жизни вызывает увеличение капхи и приводит к ожирению. Стресс сопровождается выбросом адреналина, который сдвигает баланс обмена веществ в сторону преобладания катаболизма.

С точки зрения современной физиологии поддержание стабильности внутренней среды человека и его функционирования (гомеостаз) осуществляется посредством нейрогуморальной регуляции.

Тесная взаимосвязь между телом и умом хорошо известна с давних времен. Уже в «Махабхарате» говорится, что из тела возникают психические болезни, а из ума возникают телесные болезни. Поэтому нарушение равновесия дош отражается на душевном состоянии, и наоборот, уравновешенность и ясность ума позитивно влияет на баланс тридоша.

С целью устранения болезнетворных веществ два или три раза в год применяется очистительная терапия (панчакарма). Процедура требует, чтобы тело было предварительно подготовлено с помощью промасливания (снехана) и потения (сведана), что облегчает удаление загрязнений. Промасливание делает тело мягким и разрушает накопление вредоносных веществ, в то время как потение разжижает загрязнения, застрявшие в мельчайших каналах тела человека. После полного избавления от болезнетворных веществ проводится восстановительная терапия (самсарджана), направленная на восполнение и укрепление жизненных сил организма.

Как уже было сказано, в конце жизни происходит увеличение вата доши. Повышенное кровяное давление, боль в суставах, появление морщин, слабость, стресс — обычные явления при старении. Для предотвращения дегенеративных процессов и болезней, связанных со старением, в аюрведе применяется омолаживающая терапия — расаяна.

В Сушрута-самхите говорится: «В расаяне рассматриваются рецепты, которые позволяют человеку сохранить свою жизненную силу и молодость до глубокой старости, и которые служат для того, чтобы сделать человеческий организм неуязвимим для болезней и распада». Это причина, почему эта терапия необходима каждому человеку и рассматривается как часть здорового образа жизни. Рассаяна наиболее эффективна, если она практикуется уже во взрослом возрасте — до наступления старости.




Когда доша находится в состоянии равновесия, она приобретает свойство саттвы (чистоты, благости), в состоянии увеличения — раджаса (возбуждения), в состоянии уменьшения — тамаса (угнетения). Когда все три доши имеют качество саттвы, это и есть свастха — совершенное здоровье.

Обретение совершенного здоровья открывает дверь к преобразованию человека на более глубоком уровне. Посредством саттвичной диеты, правильного поведения, физических упражнений, мантр и медитации он увеличивает свой оджас (жизненную силу) и теджас (духовную силу) и продвигается по пути просветления. Окончательная алхимическая метаморфоза включает в себя достижение высшей цели человеческой жизни — освобождения (мокша) от всех страданий и ограничений материального существования, как было сказано великими мудрецами Индии.