Слово аюрведа (санскр. — āyurveda) состоит из двух частей: āyus — жизнь и veda — знание. Таким образом, аюрведа означает науку о жизни или о продлении жизни.
Аюрведа вечна и является источником бесконечного блаженства, приносит славу и открывает врата Небес своим поклонникам, продлевает время человеческого существования на земле и помогает людям успешно выполнить свое призвание в жизни … Брахма был первым, кто обладал полным знанием священной аюрведы. Праджапати научился у него этой науке. Ашвины узнали это от Праджапати и передали знание Индре, который ради блага человечества передал его тем, кто на земле. [Сушрута самхита]
Здоровье — это высшая основа добродетели, процветания, наслаждения и освобождения. Болезни — это разрушители здоровья и самой жизни. Так возникло великое препятствие для всего человечества. Какими средствами можно это исправить? Увидев это, великие мудрецы решили обратиться к Индре: «Он, владыка бессмертных, правильно расскажет нам о средствах преодоления болезней». Индра передал им тайны науки о жизни, простирающейся без конца. Таким образом они обрели неизмеримую жизнь, наделенную счастьем, в обоих мирах. [Чарака самхита]
Богам и мудрецам Древней Индии мы обязаны целостной концепцией науки о жизни, представленной в Чарака, Сушрута и Аштанга-хридая самхитах, которая настолько широка, что в своих основных чертах она может быть применима во все времена.
Аюрведа учит, что жизнь возникает из соединения тела, ума и духа. О ней говорят, как о четана — то есть той, что обладает сознанием. О ней говорят как о дживита, то есть той, что обладает жизненной силой. Ее называют анувритти — то есть той, что течет непрерывным потоком и анубандха — та, что соединяется с телом. И говорят о ней как о дхари — той, что поддерживает тело. Таким образом жизнь — это непрерывность сознания, жизненной силы и их связи с телом. Согласно аюрведе нормальная продолжительность жизни человека должна составлять 100 лет.
В Сушрута самхите сказано: «Аюрведа — это то, посредством чего познается здоровая жизнь, и то, посредством чего здоровая жизнь обретается». В Чарака самхите говорится, что аюрведа предназначена, чтобы сохранить здоровье тех, кто здоров, и восстановить здоровье тех, кто болен. Как таковая наука о жизни уделяет прежде всего внимание поддержанию здоровья и предотвращению болезней, и лишь при необходимости рассматривает лечебные меры.
Идеал здоровья в аюрведе
Аюрведа установила очень высокий идеал позитивного здоровья. Определение человека в аюрведе — это совокупность тела, ума и духа, а ее концепция здоровья — это не только физическое здоровье, но и умственное и духовное здоровье. Критерием идеального здоровья в аюрведе является прасаннатмендриямана, т. е. «наилучшее настроение в работе духа, чувств и ума».
В текстах аюрведы можно встретить три термина, которые обозначают здоровье.
1. Арогья (санскр. — отсутствие болезни) употребляется в отношении к физическому здоровью и соответсвует общепринятому в западном обществе представлению о здоровье.
2. Сукха (санскр. — счастье, блаженство) означает противоположность дукха (страдания) и, кроме физического, включает в себя также психическое и социальное здоровье. В Чарака-самхите говорится: «Люди, чьи тело и разум свободны от болезней, кто силен и полон энергии, наделен способностями интеллекта и органов чувств, мужеством и отвагой, знанием искусств и наук, кто обладает мастерством и пользуется уважением окружающих, кто может добиваться всего, чего захочет, и бродить, как ему заблагорассудится, как говорят, имеют счастливую жизнь».
3. Свастха (санскр. — пребывание в собственной природе, быть в стабильном состоянии) определяется как уравновешенное состояние всех элементов, составляющих человека, в соответствии с его индивидуальной психосоматической конституцией пракрити (санскр. – природа), данной ему от рождения; благодатное, спокойное, светлое и ясное состояние тела, ума и духа. В Marathi-English dictionary свастха означает чувствовать себя хорошо, удобно, непринужденно; находиться в наслаждении, будь то телесное здоровье и легкость, душевное спокойствие и уверенность в себе, или внешнее благополучие и призвание.
Согласно Сушрута-самхите «тот, кто обладает состоянием равновесия всех элементов, составляющих человека, таких как дхату, доша, мала, индрии, манас и атма, обладает совершенным здоровьем». Там же дается следующее описание здорового человека:
«Человек может считаться здоровым, если:
1. Его субстанции (доши) находятся в уравновешенном состоянии.
2. Ткани тела (дхату) стабильны и хорошо развиты.
3. Продукты жизнедеятельности (мала) выводятся своевременно.
4. Чувства и ум человека удовлетворены, он чувствует себя счастливым».
Здоровье – это основа для достижения четырех целей человеческой жизни (пурушартха чатуштайя): добродетели (дхарма), процветания (артха), наслаждения (кама) и освобождения (мокша). Ведь только имея хорошее здоровье, человек способен полноценно и достойно прожить свою жизнь.
Особенности здорового образа жизни в аюрведе
Тот, кто хочет быть здоровым, должен следовать здоровому поведению. [Чарака-самхита]
Аюрведа рассматривает здоровье как непостоянное и подверженное ухудшению состояние, отсюда потребность в постоянной бдительности в его продвижении и возрождении. Здоровый человек должен быть столь же усерден в сохранении своего здоровья, как больной в избавлении от болезни.
Главная задача здорового образа жизни в аюрведе — удерживать в равновесии три телесные доши: капха (слизь), питта (желчь), вата (воздух). Это достигается посредством личной гигиены (свастхавритта) и правильного поведения (садвритта).
Болезнь — это нарушение равновесия доша, здоровьем же называется их баланс. [Чарака-самхита]
Действия, которые должны предприниматься в повседневной жизни для постоянного и непрерывного поддержания здоровья, известны как свастхавритта — правила личной гигиены и образа жизни. Она предписывает соблюдение диначарьи (ежедневного режима) и ритучарьи (сезонного режима).
Свастхавритта предусматривает умывание и чистку зубов, очищение органов чувств, правильное питание, физические упражнения, уравновешенный сон, купание и горячие ванны, масляный массаж, отсутствие подавления естественных позывов, ношение чистой одежды и удобной обуви, подстригание волос и ногтей и др.
Человек должен менять свою диету, одежду и образ жизни в зависимости от сезона. Кроме того, два или три раза в год он подвергается процессу очищения организма (панчакарма) и проходит регулярный курс расаяны (употребления эликсиров) и ваджикараны (употребения афродизиаков), оказывающих оздоравливающий и омолаживающий эффект.
Основная идея правильной жизни состоит в том, что она должна быть устроена так, чтобы тело и душа были свободны от болезней, чтобы она не подвергалась ненужному риску и опасности; что это должна быть благоразумная и добродетельная жизнь, когда человек живет в гармонии с природой и обществом, проявляя острую бдительность в мыслях, чувствах и действиях, и постоянно стремится к собственному благу.
В Чарака-самхите говорится, что правильное поведение имеет три устремления: это пранайшана — желание жизни, дханайшана — желание хорошей жизни (богатства) и паралокайшана — желание будущей жизни. Правильное поведение — это не соблюдение религиозных ритуалов, правил и предписаний, но это то, что ведет к осуществлению этих трех устремлений.
Жить хорошо! А хорошо жить еще лучше! [Кавказская пленница]
Прежде всего, это стремление к сохранению жизни, т. е. к здоровью и долголетию, потому что отказ от жизни означает отказ от всего. Рядом со стремлением к жизни стоит стремление к богатству, и таким жизненным призваниям, которые ведут к нему, ибо нет несчастья более несчастного, чем несчастье человека, обладающего жизнью, но не имеющего средств к существованию. Третье — стремление к духовному миру и к жизни после смерти. Чарака говорит, что мудрый человек не должен сомневаться в существовании потусторонней жизни и других миров, поскольку такие сомнения могут помешать правильному поведению, ведущему к небесному счастью и освобождению (мокша). В индийской философии слово «мокша» означает высшее состояние человека, который достиг освобождения от всех страданий и ограничений материального существования, как при жизни (дживанмукта), так и после смерти (видехамукта).
Три столпа аюрведы
Питание (ахара), сон (нидра) и воздержание (брахмачарья) — это три столпа, которые поддерживают стабильность и совершенство тела в течение всего предопределенного срока жизни. [Чарака самхита]
В аюрведе уметь правильно питаться — значит, уметь жить. Пища обеспечивает организм веществом и энергией, восполняет и поддерживает доши и дхату. Чарака писал: «Цвет лица, бодрость, удовлетворенность, голос, внешний вид, сила, интеллект, продолжительность жизни — все зависит от пищи».
Фактически, диета сама по себе является лекарством. Аюрведа объединяет продукты и лекарства в одну категорию. Разница между едой и лекарством заключается в том, что у первой больше массы, а у второго больше силы.
Аюрведа считает, что привычка рано ложиться спать и рано вставать делает человека здоровым, богатым и мудрым. Тогда как ложится спать поздно ночью и вставать поздно утром, а также недосыпание или чрезмерный сон вредны для здоровья.
Счастье и несчастье, сила и слабость, знание и невежество, жизнь и смерть — зависят ото сна. [Аштанга-хридая самхита]
Слово брахмачарья (санскр. — поведение, которое ведет к Брахману) обозначает в общем смысле самоконтроль (контроль над желаниями и действиями), в более узком смысле — половое воздержание.
Слабость, истощение, дряблость, потеря сил, притупление органов чувств, преждевременное старение и смерть происходят от интенсивной половой жизни. Хорошая память, интеллект, сильное тело, упитанность, долгая жизнь, острота органов чувств и медленное старение проистекают из контролируемой половой жизни. [Аштанга-хридая самхита]
В одном китайском трактате сказано: «Все живые существа только поглощая пищу могут существовать и только погружаясь в сон могут сохранить жизнь». Суть даосской практики питания жизни (ян шен) заключается в умеренности. Это означает, что мы не должны потакать своим желаниям и стремиться к чрезмерным удовольствиям. Если не знаешь меры, тогда: много думаешь, изнуряя мозг; мало двигаешься, ослабляя тело; переедаешь, нанося вред внутренним органам; часто вступаешь в половые отношения, много разговариваешь, слишком беспокоишься, а потому чахнешь.
Кто ежедневно переутомляется, бодрствует ночью или недосыпает, имеет слишком много половых сношений, слишком много смеется и разговаривает, а также подвергает себя другим подобным нагрузкам, погибает подобно льву, одолевшему слона. [Аштанга-хридая самхита]
Между тем столпами западного здорового образа жизни являются питание, сон и движение (физическая активность). Что касается умеренности, то с античных времен она считается одной из четырех человеческих добродетелей. Да и христианское представление о семи смертных грехах (гордыня, гнев, зависть, жадность, обжорство, похоть, лень) вполне соотносится с понятиями воздержания и умеренности.